Родина
православная
Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Конституция РФ, ст. 28.
св.Пермоген

Обращение ко всем участникам Архиерейского Собора 2013 г.

 

От 26 января 2013 г.

 

Обращение ко всем участникам Архиерейского Собора 2013 г.

на основании «Основ учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека»

 

Ваше Святейшество!

Глубокоуважаемые Владыки!

 

Православные граждане живут в ожидании Архиерейского Собора-2013, на котором будут приняты концептуальные документы по важнейшим проблемам жизни человека. К числу таких проблем относится и создание во всех странах мира информационного общества, являющегося по своей сути невиданной в истории человечества политической, экономической и социальной формацией. Одним из основных инструментов построения информационного общества является автоматизированная обработка персональных данных человека. Опасность внедрения новых технологий обозначена во многих официальных документах Русской Православной Церкви.

Однако в принятых в последние годы документах отсутствует положение о религиозной природе действий граждан, отказывающихся от электронных способов учета их персональных данных.

Во всем мире идет именно религиозный протест против новых систем учета как способов духовного порабощения человека, вмешательства в духовную жизнь и попытки регулировать не только материальную, социальную, но и духовную жизнь каждого человека посредством доступа к материальным благам.

Сотни тысяч православных граждан за отказ от автоматизированных способов учета подвергаются дискриминации. Граждан незаконно лишают заработанных пенсий, медицинской помощи, права распорядиться своей собственностью, других прав. Пользуясь отсутствием в документах Церкви положений о религиозных мотивах отказов верующих от новых систем учета и электронных документов, чиновники присваивают себе право регламентировать духовную жизнь верующих.

Намеренно игнорируя решения Архиерейских Соборов и Синода РПЦ, обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла к Уполномоченному по правам человека в РФ, чиновники во многих отказах, ссылаясь на Решение VII Пленума Синодальной Богословской комиссии 2001 г., открыто утверждают, что использование идентификаторов, штрихового кодирования информации, присвоение личных кодов не оскорбляет религиозные чувства верующих и не нарушает их религиозные убеждения, или что непринятие электронных технологий не являются вопросами исповедания веры. Поэтому чиновники безнаказанно нарушают права граждан.

Если в новом документе «О позиции Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных» будет повторено положение о том, что отказы от новых систем учета не основываются на религиозных убеждениях, чада Русской Православной Церкви будут отданы на расправу чиновников, лишающих верующих всех законных прав. Не сможет говорить Церковь и о дискриминации верующих.

Мнение Церкви в этом случае не будет иметь для власти никакого значения. Церковь отделена от государства и у нее не будет права вмешиваться в вопросы учета персональных данных, «поскольку они не связаны с вопросами веры и религиозными убеждениями». Таким образом, будет легализована дискриминация огромного количества граждан, а Церковь будет устранена из процесса принятия решений в сфере модернизации и их духовной оценки.

Русской Православной Церкви при оценке новых технологий учета персональных данных нельзя молчать об оскорблении чувств верующих и фиксироваться только на информационной безопасности, тотальном контроле и т.д.

Если в официальном документе Церкви будет четко сформулировано, что отказы верующих от новых технологий основаны на религиозных убеждениях и указано, что имеется массовая дискриминация таких верующих, то Русская Православная Церковь будет иметь правовые основания для защиты конституционных прав своих чад. Церковь будет иметь право участвовать в принятии решений по модернизации, введению автоматизированного учета персональных данных, созданию баз персональных данных и выражать государству свое мнение и мнение своей паствы.

Только Русская Православная Церковь имеет право и духовную обязанность суждения по духовным вопросам. Об этом праве и духовной обязанности Русской Православной Церкви необходимо указать в проекте документа. Вмешательство государства в религиозную жизнь человека недопустимо.

Необходимо отметить, что внутри Церкви имеют место различные мнения о наличии или отсутствии в новых технологиях апокалиптических элементов или греховности. Решение этих вопросов должно оставаться в компетенции самой Церкви. Возможно, чтобы духовную опасность этих технологий и античеловеческую сущность так называемого информационного общества поняли все чада Церкви, требуется  время.

Однако правовую оценку мотивов отказов граждан от новых технологий по религиозным убеждениям и массовой дискриминации православных граждан, не принимающих автоматизированный учет персональных данных, необходимо дать уже сегодня.

Анализ обращений граждан в «Союз православных юристов» показывает, что все эти люди отказываются от электронных технологий только по религиозным убеждениям, именно за отказ от новых систем учета люди лишаются государством всех социальных и других прав.

Под защитой Конституции находится не только материальная, социальная, но и духовная жизнь человека.

Конституция Российской Федерации гарантирует и защищает право граждан жить и действовать в соответствии со своими религиозными и иными убеждениями.

Статья 28 Конституции РФ гарантирует каждому гражданину свободу совести, вероисповедания, право иметь религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Статья 29 Конституции РФ запрещает принуждение в целях отказа от религиозных и иных убеждений.

В документе «О позиции Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных», дающем общую оценку технологий учета персональных данных, необходимо отразить религиозные мотивы действий граждан, отказывающихся от электронных способов учета, и констатировать массовые случаи дискриминации этой категории граждан. Собору необходимо обратиться к властям с требованием прекращения дискриминации и обеспечения всех конституционных прав этих граждан на основании традиционных документов.

В существующей ситуации самое опасное – это пойти по пути VII Пленума Синодальной Богословской комиссии 2001 г., заявившего, что использование идентификаторов, штрихового кодирования информации, присвоение личных кодов не оскорбляет религиозные чувства верующих и не нарушает их религиозные убеждения, и что непринятие электронных технологий не являются вопросами исповедания веры.

Это было бы ошибочным и очень опасным шагом, чреватым негативными последствиями в будущем для самой Церкви.

Сегодня позиция ведомств и чиновников касается отдельных граждан. Однако если «отдать на откуп» чиновникам вопрос мотивов отказа гражданина от новых технологий и право суждения о значении для верующего человека идентификаторов, личных кодов, штрих-кодов и других элементов автоматической идентификации, завтра чиновники и государство будут диктовать уже самой Церкви, что является вопросами веры, а что нет. Государство уже пытается само определять, нарушают ли его действия право на свободу совести и вероисповедания.

От имени сотен тысяч граждан, подвергающихся дискриминации за религиозные убеждения, обращаемся с просьбой включения в документ Русской Православной Церкви «О позиции Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных» положения о том, что отказы верующих православных граждан от использования новых технологий учета персональных данных основаны на религиозных убеждениях и дискриминация (нарушение конституционных прав) указанной категории граждан должна быть прекращена.

 

С глубочайшим почтением и молитвой о Вашем здравии,

Ольга Алексеевна Яковлева,

Председатель «Союза православных юристов»,

адвокат Московской областной коллегии адвокатов,

Почетный адвокат России

 

Приложение:

 

1. Несколько примеров массовой дискриминации православных граждан, отказывающихся от использования новых технологий учета (всего общественными организациями собрано более 10000 фактов дискриминации).